Поездка в Архангельск и Северодвинск

Хоть дело и было год назад, но расскажу сейчас.

В конце мая 2008 года так совпало, что я опять находился в процессе смены работы, а у брата организовался отпуск. Дело было вечером, делать было нечего. В шутку обсуждали, что бы такого придумать. И пришла в голову идея – съездить своим ходом в Архангельск, а из него уж и в Северодвинск, посмотреть на наш ядерный и не очень щит, в виде подводных лодок и прочих кораблей. Благо на викимапии присмотрели местечко, откуда их можно разглядеть. А что, чем плохая затея.
Внутренняя гавань севмаша и звёздочки


Расстояние примерно 1300 км в один конец приемлемо, да еще и по трассе М-8 “Холмогоры”, не промахнёмся. С ночевкой примерно посередине особо и не напряжно. Машина в основном едет на газу, на крайний случай может и на бензине, поэтому и финансово не так серьёзно, всё же газ в два раза (а то и поболее) дешевле бензина. Палатка есть, всякие походные штуки вроде тоже. Старт назначили на 1 июня, для красоты, наверное. Вернуться планировали в конце недели, чтобы в Архангельске провести как минимум 2 дня. Вроде всё решено и готово. Накануне закупились провизией и ранним воскресным утром выехали.

В 14:00 были уже в Ярославле – небольшая остановка на берегу Волги у речного вокзала. Походили, посмотрели на стрелку рек Волги и Которосли, на корабли, кораблики и мелочь плавающую.

Большой теплоход Михаил Фрунзе как раз отходил от пристани.

Большой теплоход Михаил Фрунзе как раз отходил от пристани.

Подошёл речной трамвай, а у противоположного берега суетилась мелочь всякая.

Подошёл речной трамвай, а у противоположного берега суетилась мелочь всякая.

В порядке культпрограммы зашли в “Музей Музыки и Времени”. Небольшой домик забитый разнообразными старинными хитрыми музыкальными инструментами и не менее хитрыми и старинными часами, интересно и занимательно. Почти всё работает и радует посетителей. А в подвале хранятся различные предметы бытового обихода: колокола, утюги, примусы и еще что-то малопонятное, но забавное.

А часики-то тикают, и иногда даже играют.

А часики-то тикают, и иногда даже играют.

В те времена выбор утюгов был не меньше нынешнего.

В те времена выбор утюгов был не меньше нынешнего.

Остатки отведенных двух часов на отдых провели просто гуляя пешком по Ярославлю. Симпатичный и приятный город. Конечно, мы не заходили глубоко в дебри промзон и подобных мест. Но туристу есть что посмотреть. А мы ж типа туристы и есть.
Ну ладно, пора дальше в путь, впереди еще почти 300 км отведенных на сегодня. При подъезде к Вологде на карте разглядели большое озеро к западу от неё. Решили плюнуть на график и остановиться на берегу этого озера. Как оказалось рано радовались. Проплутав по Вологде, в коей отсутствуют указатели куда-либо кроме Москвы, а перекрестков и ответвлений неприличное количество. Один и тот же перекресток мы проехали раза три в различных направлениях. Выбрались кое-как в нужную сторону, поехали искать место для стоянки. Однако и тут были огорчены тем, что, судя по всему у такого большого озера нет ни одного нормального берега. Проехав вдоль него и сворачивая на любой приглянувшийся съезд всякий раз упирались в болото. Как не застряли – непонятно. Местные жители опять же неприветливы и угрюмы. На вопросы как выехать к озеру, либо говорили что никак, либо чаще посылали дальше по дороге. Хотя я бы тоже был злым, будь у меня под боком озеро, к которому попасть никак нельзя. Накрутили таким макаром почти 80 километров. Бред какой-то. Время уже в 21.00 подходит. Плюнули. Съехали в приглянувшийся лес, распаковались, поставили палатку, запихали в неё надувной матрас, развели костёрчик, пожарили на нём сардельки, чай из термоса. И всё бы замечательно, кабы не прилетели комары. Видимо они слетелись со всех окрестных болот. Сначала мы отбивались, потом прятались, потом игнорировали. Грусть местных жителей стала еще более понятна. Ну и ладно. Зато вокруг красиво. Уснули где-то около половины 11. Проснулись в полшестого, хотя будильники были заведены на 7:00, удивительно. Чай, легкий завтрак, сбор лагеря, и дальше в путь.

Брат Кирилл изображает бедуина.

Брат Кирилл изображает бедуина.

Приятно просыпаться и видеть такое. А вдалеке озеро, к которому не добраться.

Приятно просыпаться и видеть такое. А вдалеке озеро, к которому не добраться.

Едем, дорога ничего так, терпимая. В 11:40 проезжаем мимо столовой-кафе и черного-черного асфальтового завода с дымящей трубой рядом с ней. Но машин вроде немало рядом, и дальнобойщиков тоже. Обед? – Обед. Неплохо, примерно по 200 рублей на брата за суп, второе и чай/кофе. Еще через час справа в просветах леса иногда видим воду. Накатанный съезд в ту сторону нас соблазнил. Речка Вага понимаешь-ли, течет себе мимо. Чайки летают, а комары нет. Тишина. Красота. Думаем, что стоит тут на обратной дороге остановиться на ночлег.
Едем дальше. Дорога становится всё хуже. Антишок в магнитоле уже не всегда справляется. На одной рытвине-выбоине и последующей горке подлетаем очень ощутимо и летим в сторону обочины. Слава богу, приземлились удачно. Стало стрёмно. Брат скорость снизил с 100 км/ч до 70 км/ч. Но в результате этих вот колдобин треснула плата в контроллере газового оборудования (это выяснилось уже в Архангельске), поэтому дальше ехали то на газу, то на бензине. Местами трассу вроде как ремонтируют, оставляя одну полосу, по которой пропускают машины то в одну, то в другую сторону. Но и эта полоса в незабываемом состоянии. Обочины – весьма условное понятие. Едущий перед нами груженый гравием самосвал немного съехал на обочину, задняя ось начала сползать под откос, водитель вовремя почувствовал, газанул и, вильнув кузовом, вернулся на остатки асфальта. Позже на более-менее прилично выглядящем месте мы остановились, Кирилл сказал надо передохнуть, ибо рулить по такому – занятие невесёлое, даже с усилителем руля. Как оказалось вместо обочины просто мокрая земля вперемешку с песком, и даже под шкодой грунт ощутимо просел. Что твориться после дождя – страшно представить.

Федеральная трасса М-8 Холмогоры - еще приемлемое состояние.

Федеральная трасса М-8 Холмогоры - еще приемлемое состояние.

Федеральная трасса М-8 Холмогоры - типа её ремонтируют, вот только ремонтируют десятками километров, и судя по накатанным колеям уже давно.

Федеральная трасса М-8 Холмогоры - типа её ремонтируют, вот только ремонтируют десятками километров, и судя по накатанным колеям уже давно.

Перед Архангельском примерно 100 км нормальной дороги, то есть ровный асфальт, 2 полосы с обочинами и даже местами разметка есть. Здорово. А вот и сам Архангельск. Славно славно. Время – 17:40. Надо что-то делать, думать куда поехать, где жить. Первым делом в газетный киоск, добыть карту города и окрестностей. Ага, вот список гостиниц. Ну, мы не гордые, нам что подешевле, всё равно только ночевать там собираемся. Быстренько объехав три гостиницы, выбрали “Беломорскую” на улице Тимме (South Park тут не при чём), дешево и сердито. Настолько сердито что не было горячей воды, ну вот так совпало, но об этом нас предупредили сразу. А нам плевать. К 19:00 мы вписались, бросили вещи, ополоснулись холодным душем и пошли гулять в город. Прошли по улице Розы Люксембург, в кустах заметили мегаантенну. Наверно она секретная раз в кустах, подумали мы, и пошли дальше. Вышли на пристань порта “Архангельск” и были поражены. Ледокол “Диксон” стоит и никого не удивляет. Погуляли, подивились, пошли обратно в гостиницу на ночлег. Дошли не сразу, ибо приближались к гостинице зигзагами, зато некоторые интересные вещи заметили. Местами улицы ровные и красивые, а местами, словно с Великой Отечественной Войны не ремонтировались. Зависимость так и не нашли.

Кораблик на въезде в Архангельск

Кораблик на въезде в Архангельск

Подумаешь, стоит посреди города антенна и не отсвечивает. До меня на викимапии ее никто и не отметил.

Подумаешь, стоит посреди города антенна и не отсвечивает. До меня на викимапии ее никто и не отметил.

Кирилл и металлический морской жираф

Кирилл и металлический морской жираф

Дизельный ледокол Диксон. Большой, красивый, мощный.

Дизельный ледокол Диксон. Большой, красивый, мощный.

А это я, такой же большой, красивый и мощный, на фоне ледокола Диксон.

А это я, такой же большой, красивый и мощный, на фоне ледокола Диксон.

Следующим утром по плану была поездка в Северодвинск. По пути заметили, что мост через Северную Двину красивый и ажурный, прошедшим вечером почему-то на это не обратили внимания. Наверно потому что въезжали в город по другому мосту, точнее двум.

Архангельский мост через Северную Двину

Архангельский мост через Северную Двину

А еще с него видно открытую площадку музея военной техники, в который мы не пошли.

А еще с него видно открытую площадку музея военной техники, в который мы не пошли.

К часу дня приехали в Северодвинск, город как город. Вот только вдоль побережья идёт и идёт забор ОАО “Севмаш”, километра четыре наверно. И неимоверное количество людей в военно-морской форме. Немного покрутились по городу, оценили памятник корабелам на площади корабелов. Немного заблудились, нашли отделение почты, откуда опять же по викимапии нашли где мы находимся и куда нам ехать. Переехали на остров Ягры, и поехали вдоль такого же длинного забора, но на этот раз центра судоремонта “Звёздочка”. Из-за забора выглядывал Тяжелый атомный ракетный крейсер “Адмирал Ушаков”, каких-то циклопических размеров. Когда по телевизору показывают – это не так заметно. Пишут, что он подлежит утилизации, не могу в это поверить и представить. Да, я не специалист, даже еще хуже, и не имею никаких представлений о его состоянии. Но как же можно такую мощь и красоту резать? Пидарасы. Ну это пусть будет на их совести. А мы вернемся к теме. Дорога упёрлась в какой-то КПП, мы даже подъезжать близко не стали, вернулись назад и странными путями выехали на пляж. Вот, казалось бы, пляж и пляж, что мы пляжей не видели? А это ж Белое море, программа минимум выполнена. На Черном море были, теперь и на Белом побывали. То есть условно с юга на север нашу страну пересекли. Радости немеряно. Сейчас смотрю фотографии и настроение поднимается.

Памятник корабелам в Северодвинске. Монумент запоминающийся.

Памятник корабелам в Северодвинске. Монумент запоминающийся.

Кирилл на фоне Севмаша

Кирилл на фоне Севмаша

Я на фоне Звёздочки

Я на фоне Звёздочки

Тяжелый атомный ракетный крейсер Адмирал Ушаков выглядывает из-за забора.

Тяжелый атомный ракетный крейсер Адмирал Ушаков выглядывает из-за забора.

Вот оно, море Белое. Хотя на самом деле цвета хорошего чая.

Вот оно, море Белое. Хотя на самом деле цвета хорошего чая.

Возможно глупо, но от радости мы даже немного попрыгали

Возможно глупо, но от радости мы даже немного попрыгали

Потихоньку пошли вдоль пляжа, море шумит, чайки кричат, волны бегут, ветер дует. Красотища. Прошли один ряд колючей проволоки, в ней уже был проделан проход (то есть это не мы, если что). Потом второй ряд, там тоже уже была дырка. И даже тропинка есть.

В этом тоже есть какая-то своя красота.

В этом тоже есть какая-то своя красота.

Агааааа!!!! Вон одна виднеется, черная, здоровая, ёшкин кот, какая же она здоровая. Она ж еще и плавает. Поначалу казалось просто строение какое-то. Ан нет, рубка над пирсом торчит. Ой, как здорово, пошли ближе. Вот блин, вышка охранная, и смотрят на нас оттуда, хотя уже не смотрят. Ну и ладно, пошли уж до конца, чего терять то. Гляди, вон еще одна, и корабли какие-то. Крууто!

ТК-20, АПЛ Северсталь, проект 941 «Тайфун», заводской номер 727

ТК-20, АПЛ Северсталь, проект 941 «Тайфун», заводской номер 727

ТК-13, проект 941 «Тайфун», заводской номер 724, на утилизации. Жалко.

ТК-13, проект 941 «Тайфун», заводской номер 724, на утилизации. Жалко.

Солнцевские братаны на входе во внутреннюю гавань Северодвинска

Солнцевские братаны на входе во внутреннюю гавань Северодвинска

Спасательные боты радостного оранжевого цвета, и вышка охраны до кучи.

Спасательные боты радостного оранжевого цвета, и вышка охраны до кучи.

Итак. Хоть и издалека, но мы это видели, пошли обратно. Подходим к машине, а море к ней подобралось ближе, чем мы оставляли, до колёс осталось метра два. Это мы вовремя вернулись, про приливы-отливы как-то и забыли. Отъехали поближе к выезду с пляжа, нужно ритуально окунуться в воды моря Белого. Как оказалось, море нормальной такой температуры, точнее не сильно холодное. А вот ветер это да, дует сильно так еще и холодный. Пока из воды до машины идёшь, спина уже сухая. И проходящие мимо местные жители смотрели на нас как на идиотов, ну и ладно. Этот пункт программы тоже выполнен. По пути обратно, перед мостом с острова Ягры свернули в кусты, там трубы какие-то через гавань идут, по которым ребятишки бегают. Ну и мы туда же, благо вид и оттуда хороший открывается. Плевать что неудобно, зато панорамный снимок сделал (осторожно: 9 395 x 1 747 пикселей и 9 мб весит)

Вот такая вот панорамка внутренних вод Севмаша и Звёздочки

Вот такая вот панорамка внутренних вод Севмаша и Звёздочки

Вернулись в Архангельск к 18:00. Приняли душ, который после моря уже и не холодный, и пошли гулять по городу, заодно кафе какое-нибудь найти поужинать нормально, ибо завтраки в плату за гостиницу входят, вместо обеда мы где-то шляемся, и к вечеру хочется кушать. Пошли в другой конец города, там еще один симпатичный мост, ведущий в район Соломбала. Ну нам это не сильно интересно, вдоль берега двинулись опять же к речному вокзалу. Хорошо когда куда ни пойди везде река, вот только зимой наверно плохо. Наткнулись на очередной памятник, на этот раз “Покорителям Космоса”. Вообще вдоль набережной памятников стоит достаточно много, даже не помню кому и зачем. А вот магазинчик местной мини-пивоварни приметили, он правда уже закрыт, завтра вернемся, родителям на пробу образцов прикупить (оказалось достойное пиво, ну моё то лучше будет конечно). Нашли ресторанчик с правильным названием “Птица-Рыба (гриль-бар)”. Хорошие порции, быстрое обслуживание, вкусно и уютно. Вернулись в гостиницу и решили завтра с утра выехать в сторону дома. Что хотелось сделали, сувениры нам не нужны, музеи и прочее не привлекают, молодежь нынче неинтересующаяся пошла.

4 июля с утра выписались из гостиницы, заехали за пивом и стартовали в Москву. За эти два дня в некоторых местах трассу М-8 успели разобрать окончательно, что стало небольшим сюрпризом. Но вроде едем, и едем не то чтобы плохо. Так как уехали раньше, чем начинался завтрак, то к часу дня начинаем подыскивать место для краткого привала и обеда, ибо на ходу питаться не получается. А мы ж эстеты, просто так остановиться и поесть не судьба, хочется еще и красоты вокруг. Нашли съезд в сторону Северной Двины, приличный даже. Съехали, расположились, костёрчик запалили, опять же сардельки жарим. Красота вокруг. Даже комаров почти нет, наверное, наших стильных накомарников испугались.

Трассу кое-где успели срыть полностью. Молодцы.

Трассу кое-где успели срыть полностью. Молодцы.


По Северной Двине ползают лесовозы, птички поют, мы отдыхаем.

По Северной Двине ползают лесовозы, птички поют, мы отдыхаем.


Вот как-то так. Сидим и отдыхаем. Дай Бог каждому.

Вот как-то так. Сидим и отдыхаем. Дай Бог каждому.

Время близилось к восьми вечера, пора бы и на ночлег останавливаться, место примеченное по пути в Архангельск чего-то найти не можем, то ли уже проехали, то ли еще не доехали, не поймёшь с нашей картой. Ладно, ищем другое. Видим опять же речка за лесом, и съезд туда есть, пробуем? Поехали. В общем, зря мы это сделали. Как оказалось дорожка, только выглядела приличной, через -ндцать метров движения по ней машина заерзала, и села на защиту двигателя. Конкретно села. Ни вперед, ни назад, только грязь из под колёс и то недолго, пока они не повисли в воздухе. Быстренько разработали план спасения. Понимаем одно переднее колесо, под него доску, опускаем, поднимем другое колесо, под него доску, задние колёса подкапываем и тоже веток-палок-досок дабы не упирались. Мне буксирный трос в зубы, дабы тянул назад. Доски рядышком лежат, видимо не мы первые тут сели, хотя следов нет. В плане было всё гораздо радужнее и проще. Мудохались час наверно. Вытащили таки, мы в грязи, машина грязная больше внутри, чем снаружи, зато весело.

Чёрт нас дёрнул сюда заехать. Изначально дорога была вся такая как в двух метрах перед машиной.

Чёрт нас дёрнул сюда заехать. Изначально дорога была вся такая как в двух метрах перед машиной.


Сдвинули на метр назад. Уже радостно. Получалось, что каждый метр-полтора приходилось всё начинать заново, ибо палки расползались из-под колёс.

Сдвинули на метр назад. Уже радостно. Получалось, что каждый метр-полтора приходилось всё начинать заново, ибо палки расползались из-под колёс.

Значит не судьба, поехали дальше. Вот и место примеченное, однако как оказалось это паромная переправа, с приезжающим время от времени паромом. И становиться здесь на ночлег не очень уже хочется. Ищем место получше, вот еще один съезд. Оооооо, блин, всё ночуем здесь. Утес приличной высоты на излучине реки, ласточки носятся, сосноелки с березами всякие. Красота, аж дух захватывает. Кстати есть съезд вниз, крутоват немного, но накатан. Сползли по нему и стало еще лучше. Ставь палатку, я за дровами, с ними тут проблем вообще нет. По причине непонятного исчезновения бортового запаса воды, решили использовать речную, благо под боком. Цвета она как чай, на вкус вода как вода, а в темноте и не отличишь. Попытались ловить рыбу, не вышло, то ли рыбы там нет, то ли мы такие рыбаки хорошие.

Красотища.

Красотища.


Кирилл ползёт вниз как танк, не обращая на мои крики внимания.

Кирилл ползёт вниз как танк, не обращая на мои крики внимания.


Расположились и ужинаем.

Расположились и ужинаем.


Панорама места ночёвки. Вода как зеркало. Ни одного комара. И тишина.

Панорама места ночёвки. Вода как зеркало. Ни одного комара. И тишина.


Река, палатка и костёр. Что еще нужно для отдыха?

Река, палатка и костёр. Что еще нужно для отдыха?

С утра собрались преодолеть оставшиеся сколько-то там километров и примерно часов 9 пути. Ага, собрались. Вверх на утёс шкода забираться не хочет. Ладно было бы просто вверх забираться, с разгона бы взяли, а так еще надо вилять между деревьев. После пары попыток штурма высоты, машина встала так, что ни назад съехать (может просто на бок перевернуться), ни вперед (передний привод тут не рулит). Кирилл принял волевое решение, сдал назад, упершись в дерево задним крылом (благополучно его помяв, крыло, не дерево) и на грани фола, сцепления и мощности движка вырулил-выскочил наверх мимо дороги, чудом не попав ни в одно дерево. Довольны были настолько, что мятое крыло посчитали мелочью, и до сих пор так считаем. Остатки пути проделали одним махом и в 20:00 были дома.

  • 14 декабря 2012 г. в 09:46 | #1

    Интересный поход и рассказ о нём. Добрые ребята. Фотки хорошие. Особенно панорамы мне понравились.

Оставить комментарий

Отмена
XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>