На Сахалин. Часть 5. Остров Сахалин окончание

С момента, как в предыдущей части я ушёл на обед, прошёл месяц и началась весна. Но ничего, вполне возможно, что на этот раз я закончу эти путевые записки. Надеюсь на это. Не то чтобы мне это было в тягость, даже наоборот, пока кусочек пишешь – смотришь фотографии и радостно на душе. Но незавершенное дело висит дамокловым мечом и в короткие минуты отдыха мысли о завершении нет нет да и вернутся.
Так вот, оставалась ещё пара дней на этом кусочке земли, поэтому нужно было по максимуму их использовать. На следующий утро было запланировано проехать по восточному берегу Сахалина, до куда получится. Если в первый день мы ломанулись от Южно-Сахалинска чётко на восток, в сторону залива Мордвинова (это где тюленей наблюдали), то на сей раз путь лежал на север, в сторону залива Терпения. Но в рамках ограничения условий проката машины и так как в одну сторону до Поронайска было около 300км, то решили до середины дня ехать в ту сторону, а там уже определимся. Ведь планировалось не просто ехать, а выходить и бродить по интересным местам.

Поднявшись в какую-то безумную рань (около 8 местных часов утра), выдвинулись, по пути перекусив булочками и кофе в попутной круассаной. И снова вполне приличные дороги, но это всё же главная и единственная дорога, соединяющая север и юг острова.

Доехали до села Стародубское, где на викимапии было обозначено место с теоретическими залежами янтаря на пляже. Место и правда красивое

Но по килограмму янтаря мы так и не собрали, даже маленького кусочка не нашли. Печаль и крушение мечт, даже несмотря на то что эти мечты появились час назад. Зато можно побродить по отмели, подышать водорослевой атмосферой и пофотографироваться. Как можно заметить на фото – погода, несмотря на август не совсем та, что представляется при словах пляж, море, лето. Нельзя сказать что холодно, но и не жарко, максимально комфортная для меня температура.
На фото представлены турист здорового человека и турист курильщика.

Тем самым мы снова были на берегу Охотского моря и дальше дорога практически всё время шла вдоль береговой линии. Я не знаю как там ездить зимой, но раз дорога есть и поселения на неё нанизаны, то видимо как-то выкручиваются. Через 50 км такого шоссе впереди замаячило село Взморье. Точнее Гора Муловского, под которой это село пряталось.

Практически с ходу проскочили оное село, лишь на несколько минут задержавшись дабы прицениться к дарам моря, предлагаемым на местном привокзальном торжище. Кстати да, там есть железная дорога, с достаточно регулярным сообщением. Было бы прикольно по ней проехать, но не удалось. После Взморья дорога пошла в гору и в сторону от моря. Решили немножко побродить по этим горам и не пожалели. Даниил начал в полупромышленных запасах заготавливать какие-то растения, названий не помню, но запах в машине после этого был восхитительный.

Я же просто бродил вокруг с фотоаппаратом и напевал “Кокое всё зелёное, кокое всё красивое!”, потому что настолько сочных оттенков и буйства растительности мне видеть ещё не приходилось. И это в пасмурную погоду. Под солнечными лучами городской житель вполне может получить передозировку прекрасного.

Сопоставив карту, время, запасы топлива и личные хотелки, решили что всё же надо потихоньку двигаться назад. В планах было ещё несколько вещей, а торопиться не надо. Хотя грязевой вулкан в примерно 50 км дальше по дороге и неизвестно сколько от этой дороги меня манил. Однако голос разума, олицетворенный Даниилом, успокоил шило в попе. Поэтому, развернувшись где получилось, вернулись в Взморье и приступили к закупке варёных крабов, сушёной рыбы и всё той же “Клоповки” кстати продавалась и сама ягода, но по настолько шокирующей цене, что это число в мозгу не поместилось. Так как я не умею торговаться, то все эти товарно-денежные отношения легли на плечи Даниила. Попутно в разговоре проскочило про какие-то “японские ворота”, мол вон туда и налево, а там увидите, не пожалеете. Мы люди простые, нас послали и мы пошли, точнее поехали. А как доехали, так действительно увидели и не пожалели.

Естественно никаких указателей и разъясняющих табличек, это потом я прочитал что это “Тории” – ритуальные врата, устанавливаемые перед святилищами японской религии синто. Зато там была собака, толстая, пушистая, всё как я люблю. Собака позировать не хотела, собака хотела чтоб её гладили. Не знаю есть ли какие-то традиции на эту тему, но лично для меня – почесать собаку под японскими воротами на берегу моря однозначно к удаче и счастью.

Ритуал тут же сработал, спустившись к воде, заметили мужчину, тянущего сеть из моря, который после пары фраз подарил нам рыбу. Вот прям здоровенную рыбу только что из моря.
На этой радостной ноте выдвинулись в обратный путь, но с одной обязательной остановкой. Погода хоть и не шептала, но окунуться в Охотское море мы были просто обязаны. Благо пляжи там такие, что Азовское море отдыхает. Вода прохладная, песочек приятный, ветер бодрящий. Таким образом я купался условно на всех краях нашей страны: Балтийское, Азовское/Черное, Белое/Баренцево, Охотское/Японское. Осталось Каспийское море на юге, и всякие Чукотские с Баренцевыми на севере – есть к чему стремиться. Ах да, ещё море Байкал, которое было так близко, но осталось невидимым и нетронутым.
А раз всё равно перерыв в движении, то можно и пообедать. Ничего не хочу сказать, но кушать краба сидя на пляжу – очень полезное для нервов занятие, попробуйте как-нибудь.

А раз перекусили и искупались, то можно и глупостями заняться. “Совершенно случайно” в рюкзаке лежала смятая бутылка с ещё московской водой из крана, воды там оставалось полстакана ещё с поезда Москва-Владивосток, и вместо того чтобы выкинуть её, сформировалась бредовая мысль завершить круговорот воды. Собственно вот, московская вода в Охотском море. Надеюсь ничего там не сдохло от этого перфоманса.

Тем не менее удача нас не покинула, а на очередном повороте мы увидели птичек, много птичек. Причём на ходу просто отметили, о стая какая-то, и уже проехав сообразили что птички непростые. Недолго подумав, развернулись и пошли разглядывать их.

В Подмосковье я за всю жизнь видел в лучшем случае дюжину журавлей и цапель, а тут словно на заставке “В мире животных”. Как вы можете догадаться, что это за птица я не знаю. Точнее не знал, сейчас то конечно я повысил свой уровень, сверился с интернетом и знаю что это серая цапля. Наверно.
Когда мы подъезжали к Южно-Сахалинску, в сплошной серой облачности наконец-то появились разрывы в которых стало мелькать солнце и синее небо. Вокруг словно резко передвинули ползунок яркости и контрастности. Это фото сделано из окна машины на ходу в стиле “Смотри, там лошадки!”.

В общем где-то к 17 часам мы были в хостеле и Даниил принялся готовить подаренную рыбу.

Часть мы съели сырой с минимумом приправ, часть он поджарил, а часть передарили бригаде ремонтников маяка, которую они превратили в уху, в свою очередь предложив её всем желающим. Всё согласно доктрине мультика “Просто так”

Естественно помимо рыбы были и крабы и остатки корейской кухни из “Пак Дегам”. А после ужина короткая прогулка по городу и строительство планов на завтра.
Пришло утро, опять раннее. Сказал бы кто, что я сам по себе буду с радостью (нонсенс!) просыпаться около 8, рассмеялся бы в лицо. Причём нельзя сказать, что ложился спать рано, на сон уходило 7-8 часов. Странно всё это.
Это был последний день нашего пребывания на острове, вечером надо сдавать машину, а следующим утром мы должны были улетать, так что чемоданы собирать нужно было тоже этим вечером. Поэтому нужно что сделать – поехать лазить по местным лесам, с неизвестным маршрутом и продолжительностью. Логика всегда была нашей сильной стороной.
Официально мы выдвинулись к останцу “Лягушка”, который числится как легкодоступное место для всех возрастов. Не спорю, дорожки там натоптаны, мостики перекинуты, таблички воткнуты, природа умопомрачительна. Но всё дело в нюансах.
Половину пути идёшь по хорошей такой тропе, любуешься видами

А потом оказывается, что эта “Лягушка” сидит на вершине горы. Ну по городским меркам горы. Тем не менее лезть туда приходится по земле, цепляясь за деревья и иногда уворачиваясь от палок и камешков, летящих от вышеползущего.

Зато когда туда таки залезли то да, впечатляет. На вершине горы лежит огромная каменюка, которая действительно с определенного ракурса напоминает лягушку.

С прочих ракурсов просто интересный камень с хитрой структурой.

Естественно, положено залезть на самую самую вершину. Туман или облака конечно немного портил впечатление, зато не жарко.

Так как я трус осторожный человек, то высоту я боюсь уважаю. Поэтому что залезал, что слазил очень осторожно и осмотрительно. Вызвав смешки каких-то сопляков детей и одобрение от их сопровождающего. А всё потому, что я несколько раз падал и совсем нет желания вспоминать этот опыт, тем более ставить рекорды по высоте и продолжительности полёта.
Пока были наверху встретили Дмитрия, который так же как и мы, залез сюда почти случайно. По его словам, он на Сахалине первый раз в жизни, приехали с бригадой по делам, но никто кроме него не захотел даже выходить из гостиницы. От него же мы узнали что дальше в лес есть водопад Айхор, к которому он уже почти пошёл и позвал нас собой. А нам что, мы на всё согласны. По экипировке он ближе к моему “туристу курильщика”, футболка, шорты и сандалии. Так что группу мы представляли живописную, особенно на контрасте с встречными поперечными, одетыми словно на штурм какого-нибудь многокилометрового хребта в глухих лесах.
Ну так вот, до водопада Айхор, дорожка уже совсем другая. На фото ниже в нижнем правом углу есть тропинка, которая как суслик, которого не видно, но он есть.

Большая часть проходит пути вдоль и поперек речушки.

Или через бурелом.

Но во многих местах путь вполне соответствовал титульному названию “тропа”

Тут видно что “лось” Дима прокладывал нам путь, за ним следовал Даниил, а в арьергарде уже был я, отвлекаясь на всё вокруг и вообще не торопясь (кто сказал слабак?). Вот нашёл тотемное животное

Кругом зелень, мхи, деревья, какие-то папоротники и непонятно что ещё. Влажность воздуха близка к 146%, я уже начал серьёзно опасаться за состояние фототехники. Но так, с внутренним расчётом что эта сломается и тогда можно будет купить что-то поновее.

Чем ближе к водопаду, тем круче и запутаннее тропинка

И вот наконец сам водопад. Не Виктория конечно, но вода падает с горы и шумит. Даниил не удержался и залез под него. Я же разумно просто покривлялся да испил из него водицы.

Хотя на всём пути, что туда, что назад, я постоянно пил из этой речки, так как по традиции мы не взяли с собой ни еды ни воды. Естественно, кривляясь я поскользнулся на мокрых камнях, не то чтобы я улетел бы вниз (хотя и это было вероятно), но вот подвернуть или сломать ногу там можно. Эйфория немного схлынула и на обратном пути я полз ещё медленнее осторожнее.
Уже на подходе к машине нас вызвонил прокатчик, мол где мы шляемся, договаривались что сдадим машину до двух. Странно, мы с Даниилом помнили, что уговор был до пяти. Хотя где мы шляемся он и так знал, спутники и все дела. В общем к пяти мы её и пригнали. Правда пришлось это делать в небольшой спешке, но всё равно.
Уж не помню чем мы поужинали, больше времени собирали рюкзаки и думали чего бы такого приволочь домой и как это сделать.
Следующим утром загрузились в большой самолёт и через несколько часов были уже в Москве, к сожалению не в родном Внуково а в Шереметьево. Хотя ещё час на такси и мы дома. Через какое-то время нас догнали открытки и посылка из Владивостока. Хотя впечатлений хватит надолго.
Единственно сожаление – мало времени, хотелось бы подольше побродить и по острову Русскому и по острову Сахалину. Города всё же не так привлекательны. Не уверен что удастся повторить это.
На этом наверно можно поставить точку в описании этого путешествия. Большое спасибо катализатору этой движухи и попутчику Даниилу. Его ждёт ещё небольшой сюрприз при ближайшей встрече.

Нет комментариев

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>