Музей НПО им. С.А. Лавочкина
Благодаря усилиям ракетно-космических энтузиастов (спасибо заводиле tigerofsiberia и ещё целой группа товарищей, без которых эта экскурсия вряд ли бы состоялась), я попал в очень интересное место – заводской музей НПО им. С.А. Лавочкина. Для обычного человека при упоминании этой фамилии первая, а зачастую единственная, ассоциация – это самолёты ЛаГГ и Ла разных модификаций, выпускавшиеся во время Великой Отечественной Войны и немного после неё. А для интересующихся космосом, самолёты это лишь лёгкий аперитив, а основным блюдом являются различные космические аппараты и даже немого ракеты. Гениальные и уникальные инструменты исследования внеземного пространства, иначе не скажешь.
Про режимность предприятия отдельный разговор, но раз положено, то будем подчиняться, иначе вообще не пустят. А вот времени очень мало дают на ознакомление с экспозицией. Сама экскурсия и ещё минут 5-10 после неё, даже нормально заняться промышленным шпионажем не получилось. Два варианта на выбор: либо слушать, получать удовольствие и в конце по-кавалеристски попытаться успеть везде, либо слушать вполуха, фотографировать по ходу рассказа и мешать всем. Я пошёл по первому пути, поэтому впечатлений много, а фотографий мало.
Если что, то все мои фотографии из музея НПО им. С.А. Лавочкина в полном размере можно посмотреть в альбоме Музей НПО им. С.А. Лавочкина, а ниже вкратце перескажу экскурсию с некоторыми картинками, которые могут немного увеличиться, если на них нажать (если интересно, то история предприятия есть на их сайте – История НПО им. С.А.Лавочкина, но без картинок):
Для начала нам рассказали о том как мебельная фабрика стала выпускать самолёты, какие самолёты и для чего самолёты, от винтовых к реактивным. Все модели в одном масштабе, очень наглядно.
Потом про ракетную технику, зенитные ракеты, крылатые. Вот например Крылатая ракета «Буря» (изделие «350»), опять же в масштабе 1:20
Рассказали грустную историю, как в итоге какие-то проекты отняли и передали другим предприятиям, а какие-то просто закрыли, и остался ОКБ вроде как без работы. Не считать же за работу производство самолётов-мишеней. Это которые красненькие, под крыльями у Ту-4 (большой с четырьмя моторами), на одной из фотографий выше.
Такими кадрами грех разбрасываться и поэтому заводу передали тему космических автоматических станций. И вот тут начинается самое интересное.
Первым делом Луна, и гонка с штатовцами за звание первых в разных дисциплинах. Аппараты серии “Луна” достигли в этом деле неплохих успехов.
Или очень хитрая система по доставке грунта с луны. Даже видя и рассматривая всё это, с трудом понимаю, как на элементной базе того времени смогли такое провернуть.
Про луноходы вообще речи не идёт. Подумаешь куриосити с оппортунитями всякие по Марсу ползают, сейчас то полегче. А получая 1 кадр в секунду с одной черно-белой камеры низкого разрешения с двадцатисекундной задержкой, много ли наездишь. Тем более с первого раза. Наездили немного на “Луноходе-1” и много на “Луноходе-2”. А тут стоит настоящий “Луноход-3”, готовый, но не полетевший.
Отдельная тема – исследование Венеры. Спроектировать аппарат для работы в неизвестных условиях, надо очень постараться. И после нескольких попыток, достигли таки поверхности этой планеты, и даже получили фотографии.
Заодно с Венерой умудрились поподробнее изучить комету Галлея, в тот момент пролетавшую мимо. Быстренько сообразили программу «Вега» и большой шар слева, как раз сбросили на Венеру, а всё остальное в кадре полетело ловить комету.
Кстати, про Венеру. Вот тут собирают деньги на одну интересную книгу – Издание книги “Венера: Неукротимая планета”, а тут объясняют почему эта книга должна появиться – Спасем “Венеру” вместе! Мне добавить или возразить нечего, остаётся только присоединиться.
От Венеры к Марсу. Планов было много, аппаратов тоже, но что-то не очень успешно в итоге. Вообще с Марсом нам до сих пор не везёт,
Естественно межпланетными аппаратами ассортимент не ограничен. Есть УФ-телеспоп «Спика» в составе КА «Астрон»
Есть целая серия разнообразных «Прогнозов»
Сейчас НПО выпускает разнообразные аппараты, только их в музее нет, и наверно они не скоро ещё там появятся. Зато стоит современный разгонный блок «Фрегат», на который можно поставить всё что угодно, он сам по себе тоже интересная вещь.
Фотографии это хорошо, но живьём разглядывать космические аппараты гораздо интереснее, просто радость для технофетишиста. Всё сделано точно, сверхнадёжно, каждый болтик подписан, каждый проводок пронумерован. Зачем такой музей прятать за тремя заборами, я не понимаю. Будь в него чуть более свободный доступ, может кто-нибудь заинтересовался бы космонавтикой, посетив его. Тем более что даже такой профан как я, заметил, что кое-что убрано с экспонатов, кое-что заварено или заглушено, видимо всё более-менее секретное всё равно снято, на всякий случай. А кому надо тот найдёт и без музея нужную информацию.
Краткий итог всего этого – очень интересно и очень мало времени.